Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 18.12.2014 N 1000-пс "О результатах мониторинга Закона Липецкой области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств"
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2014 г. № 1000-пс
О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА ЗАКОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ "О ПОРЯДКЕ
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ СТОЯНКУ, ИХ ХРАНЕНИЯ, ОПЛАТЫ РАСХОДОВ
НА ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ, ВОЗВРАТА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ"
Липецким областным Советом депутатов в соответствии с Законом Липецкой области от 5 декабря 2008 года № 213-ОЗ "О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области" и Программой нормотворческих работ Липецкого областного Совета депутатов на 2014 год проведен мониторинг Закона Липецкой области от 9 июня 2012 года № 43-ОЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств".
Мониторинг Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" показал, что Липецкой областью, как субъектом Российской Федерации, в рамках своих полномочий приняты все необходимые нормативные правовые акты, регулирующие отношения в указанной сфере.
Проведенный анализ правоприменительной и судебной практики позволил выработать конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию действующего регионального законодательства в указанной сфере.
В то же время, растущее количество перемещаемых на специализированные стоянки задержанных транспортных средств должно являться не столько показателем реализации Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств", сколько сигналом для более активных действий по профилактике административных правонарушений, при совершении которых применяется задержание транспортных средств, а также принятия мер по устранению причин и условий, способствующих совершению такого рода правонарушений.
Прежде всего, это должно быть создание достаточного количества благоустроенных и доступных, как по цене, так и по своему месторасположению, автостоянок и парковочных мест, учет постоянно растущего количества транспортных средств при проектировании и строительстве жилых домов и административных зданий, совершенствование организации дорожного движения в области.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, статьей 9 Закона Липецкой области "О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области", Липецкий областной Совет депутатов постановляет:
1. Принять информацию о ходе реализации Закона Липецкой области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств".
2. Рекомендовать администрации Липецкой области:
а) рассмотреть вопрос о возможности привлечения к перемещению задержанных транспортных средств дорожных областных государственных унитарных предприятий и создания на базе указанных предприятий специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств в каждом муниципальном образовании области;
б) принять меры по созданию специализированных стоянок для задержанных маломерных судов.
3. Рекомендовать администрации Липецкой области, органам местного самоуправления, Управлению внутренних дел по Липецкой области учитывать показатели реализации Закона Липецкой области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" при подготовке и проведении профилактических мероприятий в области дорожного движения, обратить внимание на принятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в указанной сфере.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления совместно с Управлением внутренних дел по Липецкой области провести мониторинг дислокации дорожных знаков и разметки на территории муниципальных образований в целях совершенствования организации дорожного движения в области.
5. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" информацию о ходе реализации Закона Липецкой области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" направить в Министерство юстиции Российской Федерации.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Липецкого областного Совета депутатов
П.И.ПУТИЛИН
ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ "О ПОРЯДКЕ
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ СТОЯНКУ, ИХ ХРАНЕНИЯ, ОПЛАТЫ РАСХОДОВ
НА ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ, ВОЗВРАТА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ"
1. Предмет и цели правового регулирования Закона Липецкой области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств"
В соответствии со статьей 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задержание транспортного средства является одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая применяется, как правило, в целях пресечения административного правонарушения.
Задержание транспортного средства представляет собой исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Данное определение, а также правовые основания применения задержания транспортного средства предусмотрены частью 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в соответствии с частями 9 и 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено установление порядка перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, за исключением перемещения транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.
Закон Липецкой области от 9 июня 2012 года № 43-ОЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" был принят в целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации, предусмотренных частью 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и определяет порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств при их задержании в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования отношений, связанных с перемещением задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранением, оплатой расходов на перемещение и хранение, возвратом транспортных средств, субъекты правового регулирования
Задержание транспортного средства в соответствии с частью 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производится в случаях нарушения правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида:
- управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца (часть 1 статьи 11.8.1 КоАП РФ);
- управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения (статья 11.9 КоАП РФ);
- незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров (статья 11.26 КоАП РФ);
- осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений (статья 11.29 КоАП РФ);
- управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (часть 1 статьи 12.3 КоАП РФ);
- управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) (частью 2 статьи 12.5 КоАП РФ);
- управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), и управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами (части 1 и 2 статьи 12.7 КоАП РФ);
- управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, а также повторное совершение указанных административных правонарушений (части 1, 3 и 4 статьи 12.8 КоАП РФ);
- несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, и несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге (части 4 и 5 статьи 12.16 КоАП РФ);
- остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки; нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре; остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки; остановка или стоянка транспортных средств на трамвайных путях либо остановка или стоянка транспортных средств далее первого ряда от края проезжей части, за исключением вынужденной остановки; нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле; указанные нарушения, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге (части 3 - 4, 6 статьи 12.19 КоАП РФ);
- перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения; перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров; перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 5 процентов (части 1 - 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ);
- перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами (часть 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ);
- невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26 КоАП РФ);
- невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования (часть 3 статьи 12.27 КоАП РФ);
- использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, в том числе переоборудование транспортного средства для распространения рекламы, в результате которого транспортное средство полностью или частично утратило функции, для выполнения которых оно было предназначено, переоборудование кузова транспортного средства с приданием ему вида определенного товара (часть 2 статьи 14.38 КоАП РФ).
Административные правонарушения, предусмотренные статьями 11.26 и 11.29 КоАП РФ, были включены в перечень нарушений, являющихся основанием для задержания транспортного средства, Федеральным законом от 2 апреля 2012 года № 31-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.38 КоАП РФ, - Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральным законом от 2 ноября 2013 года № 285-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в часть 1 статьи 27.13 КоАП РФ были внесены изменения, связанные с указанием на нарушение не только правил эксплуатации и управления транспортным средством, но и правил использования транспортного средства.
Соответствующие изменения должны найти свое отражение в части 1 статьи 3 Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств", содержащей в соответствии с федеральным законодательством основания применения задержания транспортного средства.
Кроме того, представляются излишними ссылки в указанной норме областного закона на нарушения, предусмотренные частью 5 статьи 12.16 и частью 6 статьи 12.19 КоАП РФ, поскольку они касаются нарушений, совершенных в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
Федеральным законом от 25 декабря 2012 года № 252-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в часть 10 статьи 27.13 КоАП РФ были внесены изменения, касающиеся установления порядка возврата задержанного транспортного средства.
Законодатель указал, что задержанные транспортные средства могут быть возвращены владельцу, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами.
Следует отметить, что Закон области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" несмотря на отсутствие вышеуказанной федеральной нормы о лицах, которым может быть возвращено задержанное транспортное средство, называл в качестве субъектов регулируемой сферы отношений владельцев транспортных средств и представителей владельцев транспортных средств.
Так, в соответствии со статьей 2, определяющей основные понятия, используемые для целей Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств", владельцем транспортного средства признается физическое или юридическое лицо, владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях автомототранспортным средством, либо судовладелец, то есть физическое или юридическое лицо, эксплуатирующее от своего имени маломерное судно независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании;
представителем владельца транспортного средства признается физическое лицо, уполномоченное от имени владельца автомототранспортного средства либо судовладельца в силу полномочия, основанного на доверенности либо ином письменном акте, выданном владельцем транспортного средства, для представительства перед иными лицами при осуществлении перемещения на специализированную стоянку, хранения и возврата транспортных средств, а также оплаты расходов за их перемещение и хранение.
Указанные нормы подлежат дополнению в части включения в число субъектов, которым может быть возвращено задержанное транспортное средство, лиц, имеющих при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами.
Федеральный законодатель не конкретизирует, кто относится к указанным лицам и какие именно документы необходимо иметь при себе для управления задержанными транспортными средствами.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе:
водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп;
страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Соответственно, наличие у лица указанных документов будет являться основанием для передачи ему задержанного транспортного средства.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.2 указанных Правил водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан иметь при себе регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа - и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении, а также документы, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства (при наличии прицепа - и прицепа).
Для лиц, имеющих право на управление маломерным судном, такими документами, видимо, являются удостоверение на право управления маломерным судном, судовой билет маломерного судна или его копия, заверенная в установленном порядке, а также документы, подтверждающие право владения, пользования или распоряжения управляемым судном в отсутствие владельца, поскольку именно за управление маломерным судном судовладельцем, не имеющим при себе указанных документов, предусмотрена административная ответственность (статья 11.8.1 КоАП РФ).
Несмотря на то, что приведенные нормы установлены федеральным законодательством, они должны найти свое отражение в Законе области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" в целях обеспечения их правильного применения.
На практике не редки случаи, когда свидетельство о регистрации транспортного средства, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств находятся в задержанном и перемещенном на специализированную стоянку транспортном средстве.
В соответствии со статьей 7 Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" доступ к находящемуся на специализированной стоянке транспортному средству разрешен только владельцу (представителю владельца) с целью получения имущества, принадлежащего владельцу.
Указанную норму следует дополнить положением о возможности доступа к находящемуся на специализированной стоянке транспортному средству иных лиц с целью получения документов, подтверждающих право управления данным транспортным средством.
Кроме владельцев, представителей владельцев и лиц, имеющих при себе документы, необходимые для управления задержанным транспортным средством, участниками регулируемой сферы отношений являются:
должностные лица, уполномоченные составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, - должностные лица органов внутренних дел и органов государственной инспекции по маломерным судам;
исполнительные органы государственной власти области, уполномоченные администрацией области на исполнение Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств", - управление дорог и транспорта области и управление потребительского рынка и ценовой политики области;
лицо, исполняющее решение о задержании транспортного средства, - организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие перемещение и (или) хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке;
представитель лица, исполняющего решение о задержании транспортного средства, - физическое лицо, уполномоченное от имени организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих перемещение и (или) хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке, осуществлять перемещение на специализированную стоянку, хранение и возврат транспортных средств, а также взимать расходы за их перемещение и хранение.
Управление внутренних дел по Липецкой области
Наряду с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях полномочия должностных лиц органов внутренних дел в указанной сфере регулируются Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции", приказом МВД России от 2 марта 2009 года № 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения".
Согласно пункту 21 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом на основании части 2 указанной статьи такое право предоставлено специально уполномоченным сотрудникам полиции, то есть сотрудникам Госавтоинспекции.
В соответствии с пунктом 147.1 вышеуказанного Административного регламента МВД РФ в случае устранения причины задержания транспортного средства на месте выявления административного правонарушения (предоставление документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; устранение неисправностей тормозной системы, рулевого управления или сцепного устройства (в составе поезда); устранение нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, либо остановки или стоянки транспортного средства в тоннеле; устранение нарушения правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных либо опасных грузов; предоставление для управления транспортным средством иного лица, при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством) до начала перемещения задерживаемого транспортного средства помещение транспортного средства на специализированную стоянку не осуществляется.
В этой связи возникает вопрос о том, что считать началом перемещения задерживаемого транспортного средства.
Законом Нижегородской области от 31 июля 2012 года № 101-З "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств" определено, что в случае, если владелец, представитель владельца задержанного транспортного средства, лицо, имеющее при себе документы, необходимые для управления задержанным транспортным средством, может самостоятельно устранить причину задержания транспортного средства до начала движения эвакуатора с задержанным транспортным средством, транспортное средство в присутствии уполномоченного должностного лица возвращается данным лицам и оплата за его перемещение и хранение не взимается.
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 28 июня 2012 года № 36-РЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств" началом перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку считается момент начала движения специализированного транспортного средства для перемещения задержанного транспортного средства с погруженным на него задержанным транспортным средством (в том числе путем частичной или полной погрузки либо путем буксирования на жесткой сцепке).
В Законе Саратовской области от 6 декабря 2012 года № 200-ЗСО "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Саратовской области" установлено, что перемещение задержанного транспортного средства начинается с момента присоединения к нему исполнителем или представителем исполнителя погрузочного механизма с целью погрузки задержанного транспортного средства на специализированное транспортное средство или буксирующего устройства, если перемещение методом погрузки с учетом конструктивных особенностей задержанного транспортного средства невозможно. Перемещение завершается в момент отсоединения специализированного транспортного средства от задержанного транспортного средства на специализированной стоянке. В соответствии с федеральным законодательством перемещение задержанного транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства с прекращением уполномоченным лицом меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания транспортного средства.
Таким образом, в случае возможности устранения причины задержания транспортного средства на месте выявления административного правонарушения задержанное транспортное средство в присутствии уполномоченного должностного лица должно быть возвращено представителем лица, исполняющего решение о задержании транспортного средства, владельцу, представителю владельца задержанного транспортного средства, лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления задержанным транспортным средством.
Управлением внутренних дел России по Липецкой области предлагается установить, что решение о прекращении задержания транспортного средства может быть принято до момента передачи уполномоченным лицом задержанного транспортного средства представителю лица, исполняющего решение о задержании транспортного средства, на основании протокола о задержании транспортного средства.
Таким образом, положения Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" в этой части нуждаются в дополнении.
По данным Управления внутренних дел России по Липецкой области с начала введения в действие (с 1 июля 2012 года) Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания наземного транспортного средства применялась сотрудниками Госавтоинспекции в 16498 случаях (2012 год - 4021, 2013 год - 7011, 1 полугодие 2014 года - 5466).
Основными административными правонарушениями, при выявлении которых применяется задержание транспортного средства, являются: управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством либо не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст. ст. 12.3, 12.7 КоАП РФ), управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, либо невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ), несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств (ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ), нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств (ч. 3 - 4, 6 ст. 12.19 КоАП РФ).
За время действия Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" Управление МВД России по Липецкой области в качестве ответчика или третьего лица в судебных заседаниях по фактам признания незаконными решений о задержании и перемещении на специализированную стоянку транспортных средств не привлекалось.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в судебных органах оспариваются не основания задержания транспортного средства и действия сотрудников органов внутренних дел, а нарушение именно порядка перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств, установленного законом области.
Характер таких нарушений и их причины будут рассмотрены ниже.
В настоящее время в Липецкой области к исполнению решений должностных лиц Госавтоинспекции о задержании транспортных средств допущено одно юридическое лицо ООО "Правильный город", которое осуществляет перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке. Указанное юридическое лицо осуществляет деятельность на территории г. Липецка, г. Ельца и г. Лебедянь по месту нахождения специализированных стоянок.
Как отмечает Управление внутренних дел по Липецкой области, отсутствие во всех муниципальных образованиях области специализированных стоянок не позволяет сотрудникам Госавтоинспекции в полной мере осуществлять свои полномочия по обеспечению безопасности дорожного движения. Кроме этого, принятие сотрудником Госавтоинспекции решения о передаче задержанного вне областного центра либо г. Ельца и г. Лебедяни транспортного средства указанному выше юридическому лицу влечет справедливые нарекания граждан.
Выходом в сложившейся ситуации может стать инициатива органов государственной власти области по созданию специализированных стоянок на базе действующих в муниципальных образованиях дорожных областных государственных унитарных предприятий и оказание им помощи в приобретении или аренде соответствующей специализированной техники.
В рамках Соглашения о порядке взаимодействия Липецкого областного Совета депутатов и Управления внутренних дел по Липецкой области от 16 января 2012 года Управлением внутренних дел по Липецкой области подготовлены предложения о внесении изменений в Закон области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств", связанные с определением момента начала перемещения (эвакуации) транспортного средства и установлением административной ответственности за несоблюдение лицом, исполняющим решение о задержании транспортного средства, или его представителем порядка перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств.
Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России по Липецкой области
До настоящего времени положения Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" в части осуществления перемещения и (или) хранения задержанных маломерных судов не применяются в связи с отсутствием на территории области соответствующих специализированных стоянок.
По данным Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Липецкой области на сегодняшний день в области зарегистрировано 6 800 маломерных судов.
За 2013 год и 9 месяцев 2014 года было выявлено 109 административных правонарушений по части 1 статьи 11.8.1 КоАП РФ (управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца).
В целях реализации положений статьи 27.13 КоАП РФ управлению дорог и транспорта Липецкой области, как органу государственной власти области, уполномоченному на исполнение Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств", необходимо с привлечением специалистов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Липецкой области выработать меры по созданию на территории области специализированных стоянок для задержанных маломерных судов.
Управление дорог и транспорта Липецкой области
В соответствии со статьей 2 Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" лицом, исполняющим решение о задержании транспортного средства, являются организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие перемещение и (или) хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке, привлекаемые в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным администрацией области на исполнение настоящего Закона.
Распоряжением администрации области от 21 августа 2012 года № 372-р "О внесении изменений в распоряжение администрации Липецкой области от 20 июня 2012 года № 267-р "Об утверждении Положения об управлении дорог и транспорта Липецкой области и о признании утратившими силу некоторых распоряжений администрации Липецкой области" выполнение функций уполномоченного органа по исполнению Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" возложены на управление дорог и транспорта области.
Приказом управления дорог и транспорта области от 19 сентября 2012 года № 460 утвержден Порядок отбора исполнителей, осуществляющих перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке.
В соответствии с указанным порядком отбор исполнителей осуществляется по решению управления дорог и транспорта области, но не реже чем один раз в полгода. Извещение о проведении отбора опубликовывается в средствах массовой информации и размещается на официальном сайте управления дорог и транспорта области за двадцать календарных дней до дня вскрытия конвертов с заявками.
Участник отбора должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Липецкой области к деятельности юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В отношении участника не должны проводиться процедуры банкротства и ликвидации, его деятельность не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в отборе.
Одним из условий участия в отборе является отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Установлены также требования к специализированным стоянкам и специализированной технике участников.
Специализированные стоянки должны быть оборудованы в соответствии с установленными нормативами к размещению и оборудованию плоскостных автомобильных стоянок (СН 441-72, ВСН 01-89), а также требованиями противопожарной и санитарной безопасности (СНиП 2.07.01-89, СНиП 21-02-99, ППБ 01-03, НПБ 110-3, НПБ 88-2001).
Участник отбора должен обеспечить нахождение на территории специализированной стоянки только транспортных средств, задержанных в соответствии с частью 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и специализированной техники, перемещающей задержанные транспортные средства.
По данным управления дорог и транспорта с целью привлечения исполнителей, желающих осуществлять деятельность по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке в муниципальных образованиях области, было проведено три отбора участников (октябрь 2012 г.; апрель 2013 г.; октябрь 2013 г.).
Заявок на участие в отборах, проходивших в апреле 2013 г. и октябре 2013 г., от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц для осуществления деятельности по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке в муниципальных образованиях Липецкой области (кроме ООО "Правильный город") не поступило.
В результате проведенных отборов были заключены договоры на осуществление перемещения и (или) хранения задержанных транспортных средств на специализированной стоянке с ООО "Правильный город" и ООО "ХиП" сроком действия с 26 ноября 2012 г. по 26 ноября 2015 г.
В связи с неисполнением ООО "ХиП" договора на осуществление перемещения и (или) хранения задержанных транспортных средств на специализированной стоянке управлением дорог и транспорта области 9 января 2013 года в адрес ООО "ХиП" направлено уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке.
В адрес управления дорог и транспорта области с 2012 года по 2014 год поступило 23 обращения граждан по вопросам перемещения задержанных транспортных средств, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение. В ходе проверок были выявлены нарушения, связанные с нахождением на территории специализированных стоянок транспортных средств, задержанных не в соответствии с частью 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; отсутствие контейнеров для сбора мусора; заблокирование дополнительного въезда (выезда) специализированной стоянки задержанными транспортными средствами; нарушения в ведении внутренней документации специализированных стоянок (журнал учета задержанных транспортных средств, журнал учета посещений специализированной стоянки, квитанции об оплате расходов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств); конструктивные места доступа в задержанные транспортные средства, находящиеся на территории специализированных стоянок, не опечатанные при помощи пломбировочной ленты.
Управлением дорог и транспорта области предлагается закрепить в Законе области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" такие понятия, как "специализированная техника", то есть транспортное средство, предназначенное для погрузки, разгрузки и перевозки задержанных транспортных средств, а также "допуск на осуществление перемещения задержанных транспортных средств" - документ, выдаваемый на специализированную технику после подписания договора, заключенного между уполномоченным органом и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
Кроме того, управление дорог и транспорта выступило с предложением дополнить положения Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" новой статьей, устанавливающей правовые основы контроля со стороны уполномоченного органа за соблюдением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, требований законодательства и условий договора, а также меры реагирования на выявленные нарушения.
В информации прокуратуры области от 7 августа 2014 года № 22/2-14-2014 о результатах мониторинга Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" (далее - информация прокуратуры области) также отмечается, что нормы по проведению контрольных мероприятий в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, должны найти свое отражение и в Законе области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств", и в Положении об управлении дорог и транспорта области.
Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" размер оплаты за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках утверждается исполнительным органом государственной власти Липецкой области в сфере потребительского рынка и ценовой политики.
Распоряжением администрации Липецкой области от 20 декабря 2012 года № 586-р "О внесении изменений в распоряжение администрации Липецкой области от 9 июля 2010 года № 239-р "Об утверждении Положения об управлении потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области" утверждение размера оплаты за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках включено в перечень функций управления потребительского рынка и ценовой политики области.
В 2012 году приказом управления потребительского рынка и ценовой политики области от 28 июня 2012 года № 14-ц "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Липецкой области" размер платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Липецкой области был установлен в размере 85,0 рубля за 1 километр (без НДС).
Приказом управления потребительского рынка и ценовой политики области от 5 июля 2013 года № 34-ц "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Липецкой области" был установлен размер платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Липецкой области в размере 65,0 рубля за 1 километр (без НДС).
Данным приказом было определено, что транспортировка задержанного транспортного средства оплачивается суммарно за пробег эвакуатора до места задержания транспортного средства и обратно до специализированной стоянки, при этом пробег с прибытием до задержанного транспортного средства учитывается в размере, не превышающем пробег от места задержания транспортного средства до места хранения.
Такой подход в определении расходов на перемещение задержанных транспортных средств признан Верховным Судом Российской Федерации не соответствующим нормам федерального законодательства.
Так, постановлением Правительства Новосибирской области от 18 июня 2012 года № 297-п "Об установлении размера платы за перемещение задержанного транспортного средства на территории Новосибирской области" предусматривалось, что размер платы за перемещение задержанного транспортного средства определяется специализированной организацией исходя из установленного настоящим постановлением размера платы за один км пробега и фактического пробега (километража) транспортного средства специализированной организации, учитывающего в том числе пробег с прибытием до задержанного транспортного средства.
Решением Новосибирского областного суда от 9 января 2013 года данная норма в части слов "учитывающего в том числе пробег с прибытием до задержанного транспортного средства" признана недействующей.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 марта 2013 года № 67-АПГ13-4 указанное решение Новосибирского областного суда было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Правительства Новосибирской области - без удовлетворения.
В своем Определении Верховный Суд Российской Федерации указал, что из правового анализа норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что задержание транспортного средства является мерой государственного принуждения, которая должна быть определенной, т.е. лицо, нарушая установленные административные запреты, должно с очевидностью знать, какая ответственность за это будет на него возложена. Кроме того, федеральный законодатель, вводя такую меру обеспечения, как задержание транспортного средства, предусмотрел, что исключенное транспортное средство из процесса перевозки людей и грузов должно быть перемещено при помощи другого транспортного средства в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), т.е. применил принцип минимизации расходов, связанных с применением данной меры административного принуждения.
Приложение к постановлению Правительства Новосибирской области от 18 июня 2012 года № 297-п в части слов в примечании "учитывающего в том числе пробег с прибытием до задержанного транспортного средства" противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу. Оспариваемая норма является неопределенной, т.к. не конкретизирует, от какого отправного пункта должен исчисляться пробег транспортного средства (эвакуатора) специализированной организации, кем и в каком порядке этот отправной пункт должен быть определен в момент получения специализированной организацией информации от сотрудников органов ГИБДД о необходимости перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, маршрут следования транспортного средства (эвакуатора) до места задержания транспортного средства (по кратчайшему или по любому) и другое.
Подобная неопределенность правовой нормы лишает владельца задержанного транспортного средства возможности убедиться в достоверности представленного специализированной организацией расчета пробега эвакуатора до места задержания.
Указанное положение позволяет специализированной организации произвольно, по собственному усмотрению, устанавливать размер платы за эвакуацию транспортного средства, что может привести к завышению ее размера и нарушению прав владельцев транспортных средств.
Верховный Суд Российской Федерации также отметил, что оспариваемая норма не содержит положений о необходимости минимизации затрат при осуществлении задержания транспортного средства (следование специального транспортного средства (эвакуатора) от ближайшего из возможных пунктов для прибытия до задержанного транспортного средства), как это предусмотрено в федеральном законодательстве при определении места хранения задержанного транспортного средства (ближайшее), что существенным образом снижает гарантии при применении норм федерального законодательства (статья 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) на территории Новосибирской области, что недопустимо.
В Волгоградской области на основании постановления министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (после переименования - комитет тарифного регулирования Волгоградской области) от 16 октября 2012 года № 18/7 "Об установлении тарифов по транспортировке (перемещению) задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранению на территории Волгоградской области" установленные тарифы применялись в отношении суммарного пробега (в километрах) транспортных средств, осуществляющих транспортировку (перемещение) задержанных транспортных средств (эвакуаторов), в т.ч. с учетом пробега с прибытием до задержанного транспортного средства, в размере, не превышающем пробег от места задержания транспортного средства до места хранения.
Решением Волгоградского областного суда от 25 февраля 2014 года указанные положения признаны недействующими.
Определением Верховного Суда РФ от 18 июня 2014 года № 16-АПГ14-7 решение Волгоградского областного суда оставлено без изменения.
В своем Определении Верховный Суд Российской Федерации указал, что данная норма регионального правового акта принята с нарушением компетенции, противоречит требованиям федерального законодательства и по своему содержанию является неопределенной.
Законом Волгоградской области от 24 июля 2012 года № 90-ОД "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" предусмотрено, что орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги), в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации устанавливает цены (тарифы) на услуги по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, то есть исключительно денежное выражение расходов в рублях за километр, из расчета которого лицо, виновное в совершении административного правонарушения, обязано возместить расходы на перемещение задержанного транспортного средства (часть 11 статьи 27.13 КоАП РФ).
Из Положения о комитете тарифного регулирования Волгоградской области (до 16 декабря 2013 г. - министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования), утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 19 июня 2012 г. № 125-п, к полномочиям Комитета относилось исключительно установление тарифов на транспортировку и задержание транспортных средств.
Из сравнительного анализа положений федерального и регионального законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области не наделен полномочиями по установлению порядка оплаты расходов на перемещение задержанных транспортных средств.
Между тем, министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области в Постановлении № 18/7, установив в приложении 1 тариф на транспортировку (перемещение) задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, в пункте 2 предусмотрело определение расстояния, из которого исчисляется оплата, то есть определило механизм применения тарифа, что является элементом порядка оплаты расходов, связанных с перемещением задержанного транспорта.
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации указал на то, что и по содержанию оспариваемое правовое регулирование противоречит предписаниям статьи 27.13 КоАП РФ, из анализа содержания которой следует, что совершившее административное правонарушение лицо обязано возместить расходы исключительно на перемещение задержанного транспортного средства, то есть затраты, понесенные с момента исключения транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов (административное задержание транспортного средства) до помещения его на специализированную стоянку путем перемещения при помощи другого транспортного средства.
Постановление министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области предусматривает включение в оплату перемещения задержанного транспорта дополнительных, не предусмотренных федеральным законодательством, расходов, связанных с пробегом эвакуатора от места его нахождения до задержанного транспортного средства.
Утверждение о том, что федеральным законодателем на лицо, совершившее административное правонарушение, возложена обязанность по возмещению всех связанных с административным задержанием транспортного средства расходов, в том числе и расходов на пробег эвакуатора до места административного задержания транспортного средства, является ошибочным, поскольку основано на неверном толковании норм материального права - таков вывод Верховного Суда Российской Федерации.
Кроме того, при установлении размера оплаты за перемещение и хранение задержанных транспортных средств управление потребительского рынка и ценовой политики области руководствуется утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 7 апреля 2006 года № 37-а Методическими указаниями по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, в соответствии с которыми при расчете тарифов на перемещение задержанных транспортных средств учитывается суммарный пробег (в километрах) транспортных средств, осуществляющих транспортировку задержанных транспортных средств (эвакуаторов) за определенный период, в том числе пробег с прибытием до задержанного транспортного средства.
Административным регламентом исполнения государственной функции по установлению размера оплаты за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках, утвержденным приказом управления потребительского рынка и ценовой политики области от 21 июня 2012 года № 107, определено, что при установлении размера оплаты за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках учитываются:
- основные показатели финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляющего перемещение и хранение задержанных транспортных средств, с выделением доходов и расходов по регулируемым видам деятельности;
- данные о численности работающих и уровне среднемесячной заработной платы за последний год, предшествующий установлению размера оплаты;
- расчет фонда оплаты труда с приложением штатного расписания;
- сведения о фактической (за предшествующий период) и расчетной себестоимости в разрезе статей затрат с экономическим обоснованием (документально подтвержденные расходы) каждой статьи расчетной калькуляции;
- документы, подтверждающие фактический пробег (километраж) транспортных средств за отчетный период;
- расчет и распределение суммы планируемой прибыли.
Таким образом, расходы, связанные с пробегом эвакуатора до места задержания транспортного средства, учитываются при установлении размера оплаты за перемещение задержанного транспортного средства и не должны оплачиваться дополнительно.
О необходимости приведения в соответствие с федеральным законодательством приказа управления потребительского рынка и ценовой политики области от 5 июля 2013 года № 34-ц "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Липецкой области" отмечалось и в информации прокуратуры области.
В результате приказом управления потребительского рынка и ценовой политики области от 9 октября 2014 года № 26-ц "О внесении изменений в приказ управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 05 июля 2013 г. № 34-ц "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Липецкой области" положения об оплате за пробег эвакуатора до места задержания транспортного средства из приказа от 05 июля 2013 г. № 34-ц были исключены.
Приказом управления потребительского рынка и ценовой политики области от 18 ноября 2014 года № 30-ц "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Липецкой области" размер платы за перемещение задержанных транспортных средств установлен 130,0 рубля за 1 километр (без НДС).
С момента вступления в силу Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" за хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках применялись тарифы, установленные приказом управления потребительского рынка и ценовой политики области от 9 февраля 2010 года № 4 "Об установлении предельного размера платы за хранение задержанных транспортных средств на территории Липецкой области", для следующих категорий транспортных средств:
- мотоциклы
5,0 руб./час
- легковые автомобили
10,0 руб./час
- грузовые автомобили и автобусы
12,0 руб./час
- грузовые автомобили в составе автопоезда
14,0 руб./час
Приказом управления потребительского рынка и ценовой политики области от 15 апреля 2013 года № 25-ц "Об установлении тарифов на хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках Липецкой области" установлены следующие тарифы на хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках области:
Категория транспортного средства
Тариф, руб./час (с НДС)
Категория А
5,50
Категория В и D массой до 3,5 тонны
11,00
Категория D массой более 3,5 тонны, С и Е
22,00
Негабаритное транспортное средство
33,00
Следует отметить, что в Липецкой области установлены более низкие тарифы на хранение задержанных транспортных средств по сравнению с близлежащими областями:
Категория транспортного средства
Тариф, руб./час (с НДС)
Липецкая область
Воронежская область
Тамбовская область
Белгородская область
Орловская область
Категория А
5,50
10,00
22,00
26,00
16,00
Категория В и D массой до 3,5 тонны
11,00
20,00
44,00
52,00
32,00
Категория D массой более 3,5 тонны, С и Е
22,00
40,00
88,00
104,00
64,00
Негабаритное транспортное средство
33,00
60,00
132,00
156,00
96,00
По информации управления потребительского рынка и ценовой политики области поступающие в управление жалобы граждан в основном связаны с необоснованно высокой стоимостью услуг по эвакуации, требованиями оплаты за перемещение и хранение задержанных транспортных средств наличными денежными средствами, отказ в выдаче кассового чека.
В целях минимизации расходов по перемещению задержанных транспортных средств представляется необходимым дополнить статью 8 Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" положением о том, что задержанное транспортное средство перемещается на специализированную стоянку по наиболее короткому маршруту.
3. Обжалование положений Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" в судебном порядке
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" возврат транспортного средства владельцу (представителю владельца) производится на основании решения должностного лица о прекращении задержания транспортного средства после оплаты расходов, связанных с его перемещением и хранением на специализированной стоянке, в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.
Данная норма в части, касающейся возврата транспортного средства владельцу после оплаты расходов, связанных с его перемещением и хранением на специализированной стоянке, обжаловалась в Липецком областном суде.
В обоснование своих доводов заявитель ссылался на пункт 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства. По мнению заявителя, данная норма носит императивный характер, указывая на то, кто должен возмещать расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства. В том случае, если собственник транспортного средства не является нарушителем, у него нет правовых оснований производить платежи.
Таким образом, часть 1 статьи 11 Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" препятствует реализации собственником права пользования, владения и распоряжения своей вещью.
Решением Липецкого областного суда от 13 мая 2013 года в удовлетворении требований о признании недействующей и не подлежащей применению статьи 11 Закона Липецкой области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" было отказано.
В своем решении областной суд указал, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Расходы на перемещение и хранение задержанного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства (части 10, 11 статьи 27.13 КоАП РФ).
В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случая недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности), пунктами 3, 7 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса, расходы на перемещение и хранение транспортного средства возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а транспортное средство незамедлительно возвращается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством (часть 12 статьи 27.13 КоАП РФ).
Таким образом, по мнению федерального законодателя, задержанное средство может быть возвращено при условии устранения причины задержания и оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.
Как следует из текста Закона Липецкой области, отдельное положение которого оспаривается заявителем, законодатель Липецкой области, устанавливая порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств, действовал правомерно, компетенции в сфере законодательства об административных правонарушениях не превысил.
Само по себе предусмотренное законодателем Липецкой области условие возврата задержанного транспортного средства не может рассматриваться как снижающее уровень правовой защиты заявителя в сфере законодательства об административных правонарушениях, так как возмещение расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, федеральным законодателем не исключается.
Суд отметил, что довод заявителя о нарушении Законом Липецкой области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" прав собственника, гарантированных ему статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, несостоятелен.
Анализ оспариваемого Закона позволяет сделать вывод, что данный Закон принят во исполнение пункта 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть по административному законодательству, и разрешает только вопросы административного права, а потому на гражданско-правовые отношения собственника с иными лицами, использующими его автомобиль на законных либо незаконных основаниях, он не распространяется, предметом регулирования Законом Липецкой области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" эти отношения не являются.
Само по себе несогласие заявителя с положениями оспариваемого нормативного акта не свидетельствует о несоответствии этого акта федеральному законодательству. Целесообразность тех или иных положений нормативного акта субъекта Российской Федерации предметом судебного разбирательства быть не может.
Учитывая, что Закон Липецкой области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, соответствует федеральному законодательству, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, - констатировал Липецкий областной суд.
4. Информация прокуратуры Липецкой области о реализации положений Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" и принятых мерах прокурорского реагирования
Прокуратурой области проведен анализ правоприменительной практики Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств", который показал следующее.
В ходе проверок деятельности лиц, исполняющих решение о задержании транспортного средства, выявлены систематические нарушения требований как федерального, так и регионального законодательства при перемещении и хранении на специализированных стоянках задержанных транспортных средств.
В частности, не единичны случаи завышения стоимости услуг за перемещение и хранение задержанного автотранспорта либо необоснованного взимания платы за выполнение этих процедур.
Так, 13 января 2013 года автомобиль марки "Фольксваген Пассат", принадлежащий гражданину С., в рамках производства по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ был помещен на специализированную стоянку в г. Липецке. За перемещение и хранение транспортного средства с владельца взыскано 3500 руб.
Вместе с тем, как установлено прокурором Левобережного района г. Липецка, документы, подтверждающие правильность и обоснованность начисления этой суммы, у хозяйствующего субъекта отсутствовали. Ни в квитанции, ни в журнале учета задержанных транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку, пройденное эвакуатором расстояние не отражалось, расчет по определенному управлением потребительского рынка и ценовой политики области тарифу надлежащим образом не производился.
Аналогичные факты выявлены органами прокуратуры при разрешении обращений и других лиц.
В связи с совершением административного правонарушения по ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ 16 апреля 2014 года от дома № 6 по пл. Победы в г. Липецке был эвакуирован и перемещен на специализированную стоянку автомобиль марки "ВАЗ 2107", принадлежащий гражданину К. Как показала проверка, протяженность маршрута автомобиля-эвакуатора от места его стоянки до места задержания транспортного средства и обратно составила 36 км. В то же время, к оплате было предъявлено 3000 руб. исходя из 40 км пути.
На специализированной стоянке в г. Лебедяни за перемещение транспортных средств в текущем году взималась фиксированная сумма, а именно: при перемещении по территории Лебедянского района - 3100 руб., Данковского, Лев-Толстовского и Краснинского районов - 5500 руб. Реальный пробег автомобиля-эвакуатора не учитывался и документально не фиксировался.
На этой же стоянке установлены случаи необоснованного завышения платы за хранение транспортных средств.
На основании части 2 статьи 3 Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" до начала перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку представитель лица, исполняющего решение о задержании транспортного средства, опечатывает конструктивно предусмотренные места доступа в транспортное средство при помощи пломбировочной ленты.
Как свидетельствует информация горрайпрокуроров, подобная процедура не осуществляется.
Так, на момент проверки специализированной стоянки в г. Лебедяни прокуратурой Лебедянского района выявлено, что ни одно из 24 находившихся на охраняемой территории задержанных транспортных средств не было опломбировано.
Вопреки статьям 5 и 7 Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" на специализированной стоянке, расположенной в г. Липецке, отсутствовал журнал учета посещений; в г. Лебедяни - не отвечал предъявляемым требованиям журнал учета задержанных транспортных средств.
Не всегда заполнялись и передавались владельцам автомобилей акт приема-передачи транспортного средства для хранения на специализированной стоянке, а также листок выдачи к акту приема-передачи транспортного средства для хранения на специализированной стоянке, что прямо предусмотрено статьями 3, 8 и 11 Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств". Вместе с тем, сложившаяся в этой сфере практика ведет к невозможности предъявления собственниками автотранспорта претензий по поводу его сохранности на основании ст. ст. 401, 901 - 902 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нарушение положений части 4 статьи 11 Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" не направлялась в письменной форме информация в ГИБДДД УМВД России по области о выдаче задержанных транспортных средств.
Помимо этого, на специализированной стоянке в г. Ельце не соблюдались нормы Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" в части обеспечения наличия контрольно-кассовой техники, оформления квитанций на оплату услуг, связанных с эвакуацией и хранением транспортных средств.
Здесь же, в нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" и договора на осуществление перемещения и (или) хранения задержанных транспортных средств на специализированной стоянке осуществлялось хранение транспортных средств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам.
На специализированной стоянке в г. Лебедяни выявлены многочисленные нарушения Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, а именно: отсутствие в наличии плана расстановки транспортных средств и порядка их эвакуации при пожаре, неисправность огнетушителей, неукомплектованность пожарного щита и т.д.
По всем фактам неисполнения Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" прокурорами приняты соответствующие меры реагирования.
По мнению прокуратуры области, анализ правоприменительной практики показал, что многочисленные нарушения положений Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" стали возможны в результате как ненадлежащей организации работы по перемещению, хранению и возврату задержанных транспортных средств на специализированных стоянках общества, так и отсутствия должного контроля в обозначенном направлении, в том числе со стороны исполнительных органов области.
Прокуратурой области высказаны предложения о внесении изменений в Закон области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" в целях усиления ответственности за несоблюдение его норм и об установлении в соответствии с Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение положений Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств".
5. Предложения по совершенствованию правового регулирования перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств
Мониторинг Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" показал необходимость внесения целого ряда изменений в действующее правовое регулирование в указанной сфере.
Условно эти изменения можно разделить на четыре группы:
1) изменения положений Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств", обусловленные изменениями действующего федерального законодательства;
2) изменения Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств", обусловленные практикой его применения;
3) внесение изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях и установление административной ответственности за нарушение требований Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств";
4) приведение в соответствие с требованиями федерального и регионального законодательства нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти области.
Первая группа изменений связана с приведением Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" в соответствие с федеральными законами:
- от 2 апреля 2012 года № 31-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", дополнившим перечень нарушений, являющихся основанием для задержания транспортного средства, статьей 11.26 КоАП РФ (использование автотранспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, для перевозок грузов и (или) пассажиров между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации) и статьей 11.29 КоАП РФ (осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений);
- от 7 мая 2013 года № 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", дополнившим перечень нарушений, являющихся основанием для задержания транспортного средства, частью 2 статьи 14.38 КоАП РФ (использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, в том числе переоборудование транспортного средства для распространения рекламы, в результате которого транспортное средство полностью или частично утратило функции, для выполнения которых оно было предназначено, переоборудование кузова транспортного средства с приданием ему вида определенного товара);
- от 2 ноября 2013 года № 285-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесшим изменения в часть 1 статьи 27.13 КоАП РФ, связанные с указанием на нарушение не только правил эксплуатации и управления транспортным средством, но и правил использования транспортного средства;
- от 25 декабря 2012 года № 252-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", установившим возможность возврата задержанных транспортных средств представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами.
Кроме того, из части 1 статьи 3 Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" в качестве оснований применения задержания транспортного средства подлежат исключению часть 5 статьи 12.16 и часть 6 статьи 12.19 КоАП РФ, поскольку указанные нормы касаются нарушений, совершенных в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
Во второй группе изменений Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств", направленных на совершенствование правового регулирования в указанной сфере, должно найти свое отражение следующее:
- определено понятие "специализированная техника";
- закреплены правовые основы процедуры допуска специализированной техники к осуществлению перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, установлена форма документа, подтверждающего такой допуск;
- перечислены документы, необходимые для управления задержанным транспортным средством, при предъявлении которых задержанное транспортное средство может быть возвращено лицу, не являющемуся владельцем данного транспортного средства;
- предусмотрена возможность доступа владельца к находящемуся на специализированной стоянке транспортному средству не только с целью получения имущества, принадлежащего владельцу, но и с целью получения находящихся там документов, в том числе подтверждающих право управления данным транспортным средством;
- определен момент начала перемещения задержанного транспортного средства;
- установлено требование об осуществлении перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку по наиболее короткому маршруту с учетом складывающейся дорожной обстановки;
- определен порядок оплаты за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках;
- установлены требования к составлению, оформлению и хранению актов приема-передачи транспортного средства для хранения на специализированной стоянке, листков выдачи к актам приема-передачи транспортного средства для хранения на специализированной стоянке, журналов учета задержанных транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку, и журналов учета посещений специализированной стоянки;
- установлены правовые основы контроля со стороны уполномоченного органа за соблюдением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, требований законодательства и условий договора, а также меры реагирования на выявленные нарушения.
Третья группа изменений связана с внесением соответствующих изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях и установлением административной ответственности за нарушение требований Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств", а также определением органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях данной категории.
Четвертая группа изменений должна затронуть нормативные правовые акты управления дорог и транспорта области в части регламентации допуска специализированной техники к осуществлению перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и контроля за соблюдением требований законодательства и условий договора юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке.
В зависимости от того, какие органы и должностные лица будут наделены полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением Закона области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств", положения об этих органах должны будут дополнены соответствующими полномочиями.
Таковы основные моменты, которые в том или ином виде должны найти свое отражение в процессе подготовки изменений в Закон области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств", Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях и связанные с ними нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти области.
------------------------------------------------------------------