Решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.07.2014 по делу N А36-1784/2014 <Требования о признании незаконным решения государственного учреждения в части привлечения к ответственности за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы, за предоставление неполных и учета в части отражения в составе доходов, формирующих налогооблагаемую базу по страховым взносам в расчете на каждого работника>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 июля 2014 г. по делу № А36-1784/2014
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 21 июля 2014 года.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Дегоевой О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Булыня И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка (ОГРН 1054800192314, ИНН 4822001251, 398059, г. Липецк, Коммунальная пл., 8) о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке (398050, г. Липецк, Соборная пл., д. 3, ОГРН 1074823008501, ИНН 4822001396) от 21.01.2014 № 058/001/374-2013,
при участии в заседании:
от заявителя: Никитиной Т.В. - представителя по доверенности от 28.04.2014 б/н,
от Учреждения: Гриценко А.В. - специалиста юридического отдела по доверенности <...>,
установил:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке (далее - Управление, УПФР, Пенсионный фонд) от 21.01.2014 № 058/001/374-2013 в части привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов за 2011 год в виде взыскания 29 367,6 рублей штрафа; привлечения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2011 год в виде взыскания 47 677,6 рублей штрафа; доначисления 146 838 рублей недоимки и 36 880,95 рублей пеней, обязании ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Липецке устранить допущенные нарушения прав и законных интересов департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка (с учетом уточнения заявленных требований от 01.07.2014).
Пенсионный фонд письменным отзывом оспорил заявленные требования.
Выслушав представителей участников процесса, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Управлением в период с 15.07.2013 по 13.09.2013 проведена выездная проверка ДЖКХ администрации г. Липецка по вопросам правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, по результатам которой составлены акт от 13.11.2013 № 058/001/374-2013 и вынесено решение от 21.01.2014 № 058/001/374-2013.
Основанием для доначисления оспариваемых сумм страховых взносов, пеней и штрафов послужили выводы Пенсионного фонда о том, что Учреждение в 2011 году неправомерно занизило базу для начисления страховых взносов на суммы премий, выплаченных руководителям муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, а также ценных подарков, выплаченных работникам по случаю празднования Дня Матери.
Учреждением, не согласившись с решением в вышеуказанной части, обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон № 165-ФЗ) страхователи (работодатели), к которым относятся организации любой организационно-правовой формы, а также в предусмотренных законодательством случаях граждане, обязаны в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Видами социальных страховых рисков, как это следует из ст. 7 Федерального закона № 165-ФЗ, являются: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу ст. 20 Федерального закона № 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно ст. 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд
Согласно абз. 3 ст. 2 Федерального закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
При этом, согласно ст. 33 Федерального закона № 212-ФЗ такой контроль может осуществляться путем проведения камеральных и выездных проверок.
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона № 165-ФЗ право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством РФ, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования предоставляется страховщику, в рассматриваемом случае - пенсионному фонду.
На основании п.п. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Статьей 7 Федерального закона № 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
С 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 № 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в названную норму внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п.п. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 настоящего Федерального закона.
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен (часть 6 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ).
Таким образом, основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения, как это следует из ст. 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (ст. 20 ТК РФ).
Под трудовым договором ст. 56 ТК РФ понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. В этом случае работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Взаимосвязанное толкование приведенных норм Трудового кодекса и нормы п. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением (независимо от формы его заключения), определяемые в соответствии с перечисленными в ст. 15 ТК РФ нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
Суд считает ошибочным вывод Пенсионного фонда о том, что ДЖКХ администрации города Липецка выступает работодателем для руководителей муниципальных унитарных предприятий города Липецка в силу следующего.
Постановлением главы администрации г. Липецка от 22.02.2005 № 174 "Об оплате труда и премировании руководителей муниципальных унитарных предприятий г. Липецка" (т. 6 л.д. 59 - 60), Положением о порядке регулирования трудовых отношений с руководителями муниципальных предприятий и учреждений, утвержденным постановлением главы администрации г. Липецка от 16.09.2003 № 4246 (т. 3 л.д. 10 - 13), распоряжением администрации города Липецка от 15.12.2010 № 1076-р (т. 3 л.д. 14 - 15) департаменту ЖКХ города Липецка переданы полномочия по оформлению трудовых договоров с руководителями МУП.
Материалами дела подтверждается, что должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений включены в штатные расписания соответствующих МУП и МУ (см. штатные расписания Учреждения и МУП, т. 5 л.д. 1 - 5, 123 - 127, 129 - 148, т. 6 л.д. 8 - 21, 23 - 32, 34 - 39, 41 - 56, 58). Указанные руководители МУП и МУ получали заработную плату в соответствующих предприятиях и учреждениях. Спорные премии выплачивались по распоряжению администрации города Липецка от 13.05.2011 № 318-р за счет средств резервного фонда администрации города Липецка (т. 1 л.д. 13 - 14).
С учетом изложенного у Пенсионного фонда не имелось правовых оснований для доначисления Учреждению 123 012 руб. страховых взносов, соответствующих сумм пеней и штрафов по данному эпизоду.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), то есть, заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Статья 164 ТК РФ под гарантиями понимает средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; под компенсациями - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в ст. 165 ТК РФ.
На основании ст. 191 ТК РФ за добросовестное исполнение трудовых обязанностей работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности - объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Из ст. 132 ТК РФ следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу изложенного, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплата труда, сформулированному в Трудовом кодексе. Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Учреждения "О награждении ценным подарком" от 24.11.2011 № 123 в связи с празднованием Дня Матери работники ДЖКХ администрации г. Липецка награждены ценным подарком на сумму 1630 руб. каждый вне зависимости от стажа работы, должностного оклада, качества и сложности выполняемой работником работы, его должности, квалификации и т.п. (ст. 132 ТК РФ). Спорные выплаты осуществлены не из фонда заработной платы, не предусмотрены трудовыми договорами и Положением об условиях и организации материального стимулирования работников департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка, замещающим должности муниципальной службы (т. 4 л.д. 62 - 67).
То обстоятельство, что названная выплата не поименована напрямую в составе сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ, не является основанием для включения ее в облагаемую базу исходя из характера и назначения этой выплаты.
При названных обстоятельствах следует признать, что у Пенсионного фонда не имелось оснований считать спорную выплату относящейся к оплате труда и, соответственно, доначислять страхователю за 2011 год 23 826 руб. страховых взносов, соответствующих пеней и штрафа по данному эпизоду.
Также вследствие установленного отсутствия обязанности Учреждения по включению в базу, облагаемую страховыми взносами, компенсационных выплат при однодневных командировках, ООО "Ювелирный Дом "Кристалл" не должно было указывать данные денежные средства в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в части отражения в составе доходов, формирующих налогооблагаемую базу по страховым взносам в расчете на каждого работника. Следовательно, в действиях Общества отсутствует состав нарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
Расхождений в математических расчетах обжалуемых сумм страховых взносов, пеней и штрафов между заявителем и УПФР не имеется.
С учетом изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы Пенсионного фонда отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных норм Управлением не представлено достоверных и достаточных доказательств законности оспариваемого ненормативного правового акта в обжалуемой части.
Поскольку заявитель и Пенсионный фонд освобождены от уплаты госпошлины на основании ст. 333.37 НК РФ, оснований для распределения расходов по ее уплате не имеется.
Руководствуясь статьями 101 - 103, 110, 112, 201, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке от 21.01.2014 № 058/001/374-2013 в части привлечения департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в виде взыскания 29 367,6 руб. штрафа; привлечения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в виде взыскания 47 677,6 руб. штрафа; доначисления 146838 руб. недоимки по страховым взносам и 36 880,95 руб. пеней.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке восстановить нарушенные права и законные интересы департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) через Арбитражный суд Липецкой области.
Судья
О.А.ДЕГОЕВА
------------------------------------------------------------------