По датам

2010

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 19.05.2014 по делу N А36-733/2014 <В удовлетворении требований об отмене предписания органа жилищного надзора отказано, поскольку понятие "водоотведение на общедомовые нужды" из Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исключено, в связи с чем предъявление к оплате стоимости коммунальной услуги "водоотведение на общедомовые нужды" с 1 июня 2013 года неправомерно>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2014 г. по делу № А36-733/2014

Резолютивная часть решения оглашена 12.05.2014.
Решение в полном объеме изготовлено 19.05.2014.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Хорошилова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тереховой М.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Водоканал", Липецкая область, г. Грязи
к заинтересованному лицу - Государственной жилищной инспекции Липецкой области, г. Липецк
о признании недействительными (незаконными) и отмене предписаний № 33 от 25.11.2013,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Сорокин Д.В. - представитель (доверенность от 29.04.2013), Хамхоев Р.Ю. - представитель (доверенность от 07.03.2014),
от заинтересованного лица: Кожевников С.В. - представитель (доверенность от 01.09.2013), Полянская Л.А. - представитель (доверенность от 01.04.2014).

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - Жилищная инспекция) о признании недействительными (незаконными) и отмене акта проверки № 6015 от 25.11.2013, предписания № 33 от 25.11.2013 (т. 1, л.д. 3 - 7).
Определением от 21.02.2014 арбитражный суд принял заявление и возбудил производство по делу № А36-733/2014 (т. 1, л.д. 1 - 2).
В предварительном судебном заседании 19.03.2014 представители общества заявили ходатайство об уточнении требований, просили признать недействительным только предписание № 33 от 25.11.2013 (т. 1, л.д. 27; см. протокол предварительного с/з от 19.03.2014).
С учетом положений ст. 49, ч. ч. 3, 5 ст. 184 АПК РФ арбитражный суд в предварительном судебном заседании 19.03.2014 вынес протокольное определение о принятии к рассмотрению уточненных требований общества по делу № А36-733/2014.
Кроме того, ООО "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Жилищной инспекции о признании недействительными (незаконными) и отмене акта проверки № 6152 от 25.11.2013, предписания № 33 от 25.11.2013 (т. 2, л.д. 3 - 7).
Определением от 21.02.2014 арбитражный суд принял заявление и возбудил производство по делу № А36-734/2014.
В предварительном судебном заседании 19.03.2014 представители общества заявили ходатайство об уточнении требований, просили признать недействительным только предписание № 33 от 25.11.2013 (т. 2, л.д. 26; см. протокол предварительного с/з от 19.03.2014).
С учетом положений ст. 49, ч. ч. 3, 5 ст. 184 АПК РФ арбитражный суд в предварительном судебном заседании 19.03.2014 вынес протокольное определение о принятии к рассмотрению уточненных требований общества по делу № А36-734/2014.
В судебном заседании 23.04.2014 арбитражный суд, учитывая тождественность лиц, участвующих в делах № А36-733/2014 и № А36-734/2014, а также оснований возникновения заявленных требований (оснований выдачи оспариваемых предписаний), в соответствии с ч. 2.1 ст. 130, ч. ч. 3, 5 ст. 184 АПК РФ по собственной инициативе протокольным определением объединил указанные дела в одно производство для их совместного рассмотрения, присвоив объединенному делу № А36-733/2014 (см. протокол с/з от 23.04.2014).
В судебном заседании 12.05.2014 представители ООО "Водоканал" поддержали требования о признании недействительными предписаний № 33 от 25.11.2013 в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлениях от 17.02.2014, возражениях на отзыв от 31.03.2014, в дополнении к заявлению от 06.05.2013 (т. 1, л.д. 3 - 7, 60 - 64; т. 2, л.д. 3 - 7, 46 - 50, 101 - 105; см. протокол с/з от 12.05.2014).
Представители Жилищной инспекции возразили против удовлетворения заявлений общества по основаниям, изложенным в отзывах от 19.03.2014 (т. 1, л.д. 41 - 44; т. 2, л.д. 27 - 30; см. протокол с/з от 12.05.2014).
Арбитражный суд, выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, установил следующее.
Как видно из представленных доказательств, 20.11.2013 в Жилищную инспекцию поступило коллективное обращение жителей многоквартирного жилого дома № 67 по ул. Советская г. Грязи Липецкой области с жалобой на действия ООО "Водоканал" которое с 01.06.2013 производит начисления и предъявляет к оплате жильцам данного дома квитанции (платежные документы) за коммунальную услугу по водоотведению на общедомовые нужды в нарушение постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (т. 1, л.д. 83 - 85, 86, 87 - 90).
В целях проверки поступившего обращения руководителем Жилищной инспекции было издано распоряжение (приказ) от 22.11.2013 № 6273 о проведении внеплановой документарной проверки ООО "Водоканал", поручив ее проведение ведущему консультанту Полянской Л.А. (т. 1, л.д. 95).
По результатам проведенной проверки Жилищной инспекцией составлен Акт проверки № 6015 от 25.11.2013, в котором зафиксировано, что согласно постановлению Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" с 01.06.2013 из подпункта "в" пункта 4 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исключены слова ", а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме,", в связи с чем услуга по водоотведению на общедомовые нужды исключается из расчета размера платы. Вместе с тем в нарушение требований действующего законодательства ООО "Водоканал" производит начисление размера платы на общедомовые нужды за июнь - октябрь 2013 года (т. 1, л.д. 96 - 97).
Акт проверки № 6015 от 25.11.2013 был вручен представителю ООО "Водоканал" Сорокину Д.В.
25 ноября 2013 года ведущий консультант Жилищной инспекции Полянская Л.А. выдала ООО "Водоканал" предписание № 33 произвести перерасчет размера платы за водоотведение на общедомовые нужды по адресу: Липецкая область, г. Грязи, ул. Советская, д. 67, за период с 01.06.2013 по настоящее время в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исключив, начисления размера платы по водоотведению на общедомовые нужды за указанный период (т. 1, л.д. 98).
Из материалов дела также следует, что 25.09.2013 в Жилищную инспекцию поступило коллективное обращение жителей многоквартирного жилого дома № 1а по ул. Красная Площадь г. Грязи Липецкой области по вопросу соблюдения действующего законодательства при начислении размера платы за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды (т. 2, л.д. 53 - 55).
В целях проверки поступившего обращения руководителем Жилищной инспекции было издано распоряжение (приказ) от 22.11.2013 № 6340 о проведении внеплановой документарной проверки ООО "Водоканал", поручив ее проведение ведущему государственному инженеру-инспектору Барановой Е.В. (т. 2, л.д. 59).
По результатам проведенной проверки Жилищной инспекцией составлен Акт проверки № 6152 от 25.11.2013, в котором зафиксировано, что согласно постановлению Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" с 01.06.2013 из подпункта "в" пункта 4 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исключены слова ", а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме,", в связи с чем услуга по водоотведению на общедомовые нужды исключается из расчета размера платы. Вместе с тем в нарушение требований действующего законодательства ООО "Водоканал" производит начисление размера платы на общедомовые нужды за июнь - сентябрь 2013 года (т. 2, л.д. 60 - 61).
Акт проверки № 6152 от 25.11.2013 был вручен представителю ООО "Водоканал" Сорокину Д.В.
25 ноября 2013 года государственный инженер-инспектор Жилищной инспекции Баранова Е.В. выдала ООО "Водоканал" предписание № 33 произвести перерасчет размера платы за водоотведение на общедомовые нужды по адресу: Липецкая область, г. Грязи, ул. Красная Площадь, д. 1а за период с 01.06.2013 по настоящее время в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исключив, начисления размера платы по водоотведению на общедомовые нужды за указанный период (т. 2, л.д. 62).
ООО "Водоканал", считая, что предписания № 33 от 25.11.2013 выданы неправомерно обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании их недействительными.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 "Положения о государственном жилищном надзоре", утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493, предметом проверок является, в том числе соблюдение юридическими лицами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пунктам 1.1, 2.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 04.09.2008 № 372-р, Жилищная инспекция является исполнительным органом государственным власти Липецкой области, уполномоченным на осуществление государственного жилищного надзора.
В пункте 2.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Липецкой области также закреплено, что Жилищная инспекция осуществляет государственный жилищный надзор за соблюдением юридическим лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований, в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Таким образом, документарная проверка ООО "Водоканал" проведена Жилищной инспекцией в пределах ее компетенции.
Пунктом 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Арбитражным судом установлено, что оспариваемые предписания № 33 от 25.11.2013 выданы лицами, проводившими проверку - консультантом Жилищной инспекции Полянской Л.А. и государственным инженером-инспектором Жилищной инспекции Барановой Е.В., в пределах их полномочий, предусмотренных п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ и с учетом их прав и обязанностей, определенных в Должностных регламентах (т. 1, л.д. 100 - 109; т. 2, л.д. 80 - 89).
С учетом изложенного арбитражный суд считает, что оспариваемое предписание выдано полномочным должностным лицом и в пределах компетенции Жилищной инспекции.
Общие требования к организации и порядку проведения проверок определены в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ).
Частью 3 ст. 20 ЖК РФ установлено к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Подпунктом "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В силу ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
Арбитражный суд считает, что в связи с поступлением обращений граждан, проживающих в многоквартирных домах по адресам: Липецкая область, г. Грязи, ул. Советская, д. 67 и ул. Красная Площадь, д. 1а, о нарушении их прав при определении ООО "Водоканал" размера платы за предоставляемые коммунальные услуги, у Жилищной инспекции имелись законные основания, предусмотренные подп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ и ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ, для проведения внеплановой проверки общества.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что Жилищной инспекцией соблюдены требования Закона № 294-ФЗ и ст. 20 ЖК РФ при организации и проведении внеплановой документарной проверки ООО "Водоканал". Данные обстоятельства обществом не оспариваются.
Оценив доводы сторон относительно законности предписаний № 33 от 25.11.2013, с учетом имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд считает, что они правомерно выданы Жилищной инспекцией ООО "Водоканал", исходя из следующего.
В ходе проведенных Жилищной инспекцией внеплановых документарных проверок было установлено, подтверждается представленными суду доказательствами и не оспаривалось обществом в процессе рассмотрения данного дела, что ООО "Водоканал" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей оказание коммунальной услуги по водоотведению сточных бытовых вод в многоквартирных домах по адресам: Липецкая область, г. Грязи, ул. Советская, д. 67; Липецкая область, г. Грязи, ул. Красная Площадь, д. 1а.
Также было установлено и подтверждается материалами дела, что при оказании коммунальной услуги по водоотведению ООО "Водоканал" производило начисления и предъявляло к оплате гражданам, проживающим в многоквартирных домах по адресам: Липецкая область, г. Грязи, ул. Советская, д. 67 (в период с июня по октябрь 2013 года); Липецкая область, г. Грязи, ул. Красная Площадь, д. 1а (в период с июня по сентябрь 2013 года) квитанции (платежные документы) с учетом включенной в них платы на общедомовые нужды (далее - ОДН) за данную услугу (т. 1, л.д. 87 - 90; т. 2, л.д. 69 - 72).
В ходе судебного разбирательства представители сторон также подтвердили, что вышеуказанные многоквартирные дома оборудованы общедомовыми (коллективными) приборами учета холодной и горячей воды, но не оборудованы общедомовыми (коллективными) приборами учета сточных бытовых вод.
Арбитражный суд считает, что доводы ООО "Водоканал" о правомерности начисления с 01.06.2013 платы за коммунальную услугу по отведению сточных бытовых вод (водоотведение) на ОДН несостоятельны, поскольку они основаны на ошибочном толковании и неправильном понимании норм материального права.
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила № 354).
В рассматриваемый в данном деле период Правила № 354 действовали в редакции постановления Правительства РФ от 19.09.2013 № 824.
В соответствии с п. 1 Правил № 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
В пункте 2 Правил № 354 даны следующие понятия, определяющие их значение:
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
"коммунальные услуги" - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
"коммунальные ресурсы" - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В силу п. 4 Правил № 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:
а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения;
б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования);
в) водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам (в редакции Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 № 344);
г) электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;
д) газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах;
е) отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Согласно абзацу первому п. 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 были внесены изменения в Правила № 354, в том числе была изменена редакция подп. "в" п. 4 Правил № 354, из которого были исключены слова ", а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме,". Данные изменения вступили в силу с 01.06.2013.
Таким образом, с 01.06.2013 в силу прямого указания в нормативном правовом акте коммунальная услуга на водоотведение заключается только в отводе бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам, то есть без учета помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с этим с 01.06.2013 коммунальная услуга на водоотведение может быть предоставлена только в таком виде, что соответственно обуславливает иной принцип оплаты данной коммунальной услуги с 01.06.2013.
Кроме того, следует учитывать, что постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 также с 27.04.2013 из пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, был исключен абзац второй, который содержал следующее положение - "Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды.".
Также из подп. "в" п. 7 "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" исключено упоминание о единице измерения норматива в отношении водоотведения на общедомовые нужды.
Таким образом, с 01.06.2013 норматив потребления водоотведения на ОДН отменен, то есть равен нулю.
Довод ООО "Водоканал" со ссылкой на пункт 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" о том что, в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения, арбитражный суд считает несостоятельным.
Данное положение установлено исключительно для абонента, под которым в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" понимается потребитель коммунальной услуги.
В рассматриваемом случае в качестве абонента в многоквартирном доме выступает гражданин - собственник жилого помещения, но не ООО "Водоканал", как ресурсоснабжающая организация.
С учетом изложенного, исходя из системного толкования вышеуказанных норм следует, что объем коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды для многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета горячего и холодного водоснабжения, но не оборудованных общедомовыми приборами учета коммунальной услуги по водоотведению, рассчитывается исходя из установленного норматива, в соответствии с Правилами № 354. Но поскольку норматив водоотведения на ОДН не установлен (т.е. равен нулю), и само понятие "водоотведение на ОДН" из Правил № 354 исключено, то предъявление к оплате стоимости коммунальной услуги "водоотведение на ОДН" с 01.06.2013 неправомерно.
Таким образом, с 01.06.2013 у потребителей отсутствует обязанность оплачивать коммунальную услугу по водоотведению на ОДН, которая с указанной даты не может им предоставляться в силу прямого указания в законе.
Исходя из положений п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, предписание выдается с целью прекращения или устранении выявленных нарушений, либо с целью проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Арбитражный суд считает, что предписания № 33 от 25.11.2013 по своему содержанию (закрепленному в них требованию, адресованному обществу) соответствует характеру выявленного нарушения Правил № 354, направлено на их прекращение, а также является реально исполнимым.
При таких обстоятельствах предписания № 33 от 25.11.2013 являются законными и обоснованными, в связи с чем они не нарушает прав и интересов общества.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного требования ООО "Водоканал" о признании недействительными предписаний № 33 от 25.11.2013 не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении с заявлениями в арбитражный суд ООО "Водоканал" на основании платежного поручения № 328 от 17.02.2014 уплатило государственную пошлину в сумме 4 000 рублей (т. 1, л.д. 9); на основании платежного поручения № 329 от 17.02.2014 уплатило государственную пошлину в сумме 4 000 рублей (т. 2, л.д. 8).
Однако согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер государственной пошлины для организаций составляет 2 000 рублей.
В связи с полным отказом в удовлетворении заявленных требований понесенные расходы в связи с оплатой государственной пошлины на основании платежного поручения № 328 от 17.02.2014 в части суммы 2 000 рублей и на основании платежного поручения № 329 от 17.02.2014 в части суммы 2 000 рублей относятся на общество.
Государственная пошлина на основании платежного поручения № 328 от 17.02.2014 в сумме 2 000 рублей и на основании платежного поручения № 329 от 17.02.2014 в сумме 2 000 рублей уплачена обществом излишне. Исходя из положений ст. 104 АПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, данные суммы государственной пошлины подлежит возврату ООО "Водоканал" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ОГРН 1084802000799) полностью в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания № 33 от 25 ноября 2013 года, выданного обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" ведущим консультантом Государственной жилищной инспекции Липецкой области Полянской Л.А.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ОГРН 1084802000799) из федерального бюджета частично государственную пошлину в сумме 2 000 рублей, излишне уплаченную на основании платежного поручения № 328 от 17.02.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
2. Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ОГРН 1084802000799) полностью в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания № 33 от 25 ноября 2013 года, выданного обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" государственным инженером-инспектором Государственной жилищной инспекции Липецкой области Барановой Е.В.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ОГРН 1084802000799) из федерального бюджета частично государственную пошлину в сумме 2 000 рублей, излишне уплаченную на основании платежного поручения № 329 от 17.02.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.
Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.

Судья
А.А.ХОРОШИЛОВ


------------------------------------------------------------------