Определение Липецкого областного суда от 18.03.2014 по делу N 3-6/2014 <О прекращении производства по делу о признании недействующим постановления администрации Липецкой области от 10.10.2008 N 277 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков" в части утверждения стоимости земельных участков города Усмани>
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 марта 2014 г. по делу № 3-6/2014
Липецкий областной суд в составе:
председательствующего судьи Федосовой Н.Н.
при секретаре Х.
с участием прокурора Копытиной Г.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании незаконным постановления администрации Липецкой области от 10 октября 2008 года № 277 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков" в части утверждения стоимости земельных участков города Усмани,
установил:
К. обратился в Липецкий областной суд с заявлением к администрации Липецкой области о признании незаконным постановления администрации Липецкой области от 10 октября 2008 года № 277 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков" в части утверждения стоимости земельных участков города Усмани, мотивируя требования тем, что в указанном постановлении расценки 1 кв. м. земли в городе Усмани оказались значительно выше, чем в других населенных пунктах Липецкой области, уступая только Елецкому району. В расчет стоимости не принято во внимание, что земли Усмани заражены радиоактивными отходами катастрофы на Чернобыльской АЭС. Это постановление значительно ухудшило социальное положение пенсионеров и работающих граждан, в частности нарушено его право как налогоплательщика, поскольку налог с учетом утвержденной кадастровой стоимости земельных участков завышен.
В судебном заседании заявитель К. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом и своевременно, уважительную причину неявки не сообщил.
Представитель администрации Липецкой области по доверенности О., возражая против удовлетворения требований К., сослалась на то, что орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает те результаты кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. К. не представлено доказательств того, что оспариваемое постановление нарушает его права в соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решением Липецкого областного суда от 14 мая 2010 года законность оспариваемого нормативно-правового акта была проверена. Кроме того, на территории Липецкой области проведена новая кадастровая оценка, результаты которой утверждены решением управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, оспариваемый документ признан утратившим силу.
Выслушав объяснения представителя администрации Липецкой области по доверенности О., заключение прокурора Копытиной Г.И., полагавшей необходимым производство по делу прекратить, рассмотрев материалы гражданского дела, суд считает дело подлежащим прекращению по следующим основаниям.
Согласно статье 220 (абзац 1, 2) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.
В силу пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя, имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Согласно части 8 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении.
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, когда имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность того же нормативного правового акта или той же его части, поскольку при рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по всем имеющим значение основаниям, в том числе не указанным в заявлении (часть 3 статьи 246, статья 248, часть 8 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В случае, когда акт или часть акта, законность которых уже проверена судом, оспаривается другими лицами, требования которых основаны на иных доводах, не обсуждавшихся судом первой инстанции, в принятии заявления также должно быть отказано.
В соответствии со статьей 248 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу.
Из заявления усматривается, что К. оспаривает постановление администрации Липецкой области от 10 октября 2008 года № 277 в части касающейся кадастровой оценки земельных участков города Усмани, считая ее завышенной, поскольку при оценке не было учтено, что земли заражены радиацией в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Постановлением администрации Липецкой области № 277 от 10 октября 2008 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков" были утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Липецкой области и результаты расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Липецкой области вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков.
Указанное постановление вместе с приложениями к нему было опубликовано в официальном источнике администрации Липецкой области - приложении к "Липецкой газете" - Ведомости № 245 /23373/ за 23 декабря 2008 года и вступило в силу с 01 января 2009 года.
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 3, 17, 19, 20, 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в порядке нормоконтроля суд должен проверять порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, включая порядок его опубликования и вступления в силу, компетенцию органа его принявшего, соблюдение требований законодательства к его форме, а также соответствие его содержания нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также затрагивает ли оспариваемый нормативный правовой акт права заявителей.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, а приказом от 28 июня 2007 года № 215 Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным с Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из приведенных положений действующего законодательства следует, что Роснедвижимость является единственным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, компетентным осуществлять проверку правильности проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, в том числе и соблюдения исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земель Методических указаний. Процедура государственной кадастровой оценки земель предполагает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии проведенных работ Методическим указаниям.
Решением Липецкого областного суда от 14 мая 2010 года, вступившим в законную силу 28 июля 2010 года по делу № 3-2/2010 был осуществлен нормоконтроль оспариваемого К. нормативно-правового акта и в удовлетворении требований Б., В., А., ООО "С", ЗАО "А" к администрации Липецкой области о признании недействительным постановления главы Липецкой области № 277 от 10 октября 2008 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков" в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 48:20:03 50 01: 0177; 48:20:02 75 02: 0031; 48:20:03 88 01: 3532; 48:20:02 75 02:0045; 48:20:027502:0044, а также в части утверждения среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Липецкой области со следующими кадастровыми номерами и в разрезе следующих видов разрешенного использования: 48:20:03 50 01: 0177 пункт 62055 (13ВРИ); 48:20:02 75 02: 0031 пункт 49929 (5 ВРИ); 48:20:03 88 01: 3532 пункт 71292 (5ВРИ); 48:20:02 75 02:0045 пункт 49941 (3 ВРИ); 48:20:027502:0044 пункт 49940 (7 ВРИ) отказано.
Данным решением, оставленным без изменения определением Верховного Суда РФ от 28 июля 2010 года установлено, что администрация Липецкой области как исполнительный орган субъекта Российской Федерации приняла оспариваемое постановление в пределах своих полномочий, с соблюдением требований действующего законодательства об официальном опубликовании нормативного правового акта, поскольку постановление № 277 от 10 октября 2008 года было опубликовано в приложении к "Липецкой газете" - "Ведомостях администрации Липецкой области" № 245 /23373/ за 23 декабря 2008 года. Судом также было установлено, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Липецкой области проводились ФГУП "Г" в лице Центрально-Черноземного филиала ФГУП "Г", который признан победителем конкурса и проводил работы на основании государственного контракта № 8 от 23 июля 2007 года.
По результатам проведенных работ Центрально-Черноземным филиалом ФГУП "Г" был составлен отчет, который был предоставлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. По результатам проверки Роснедвижимостью было принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям, что подтверждается актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков № 5 и письмом Роснедвижимости от 14 августа 2008 года. При определении кадастровой стоимости земельных участков соблюден также и Административный регламент по организации проведения государственной кадастровой оценки земель.
После проведения проверки согласованные Роснедвижимостью результаты кадастровой оценки вместе с актом проверки были направлены в управление Роснедвижимости по Липецкой области, которое представило их на утверждение в администрацию Липецкой области. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены исполняющим обязанности главы администрации Липецкой области 10 октября 2008 года путем принятия оспариваемого постановления № 277.
В решении Липецкий областной суд также указал, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Липецкой области проведена и оспариваемое постановление принято с соблюдением действующего законодательства и в установленном им порядке.
Таким образом, решением Липецкого областного суда от 14 мая 2010 года, вступившим в законную силу, проверена законность постановления администрации Липецкой области № 277 от 10 октября 2008 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков".
Данное обстоятельство является основанием для прекращения производства по данному делу на основании статей 134 (часть 1, пункт 1) части 8 статьи 251, 248, 220 (абзац 2) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, решением управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 28 декабря 2012 года № 3930 были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, значений удельных показателей кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования и кадастровым кварталам, среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов и муниципальных районов, городских округов на территории Липецкой области. Указанное решение было опубликовано в "Липецкой газете" № 10 (24388) 18 января 2013 года.
Решением управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 31 декабря 2013 года № 5396 в решение управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 28 декабря 2012 года № 3930 были внесены изменения.
Начало действия документа в окончательной редакции 10 января 2014 года.
12 марта 2014 года в № 46 (24674) "Липецкой газеты" было опубликовано постановление главы администрации Липецкой области № 107 от 07 марта 2014 года, в котором указано, что по результатам проведенного мониторинга, в целях приведения в соответствие с действующим законодательством нормативных правовых актов администрации Липецкой области и в связи с принятием решения управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 28 декабря 2012 г. № 3930 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, значений удельных показателей кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования и кадастровым кварталам, среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов и муниципальных районов, городских округов на территории Липецкой области" признано утратившим силу постановление администрации Липецкой области от 10 октября 2008 года № 277 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков".
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ в случаях, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть, поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Таким образом, поскольку на настоящий момент постановление администрации Липецкой области от 10 октября 2008 года № 277 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков" утратило силу, данное обстоятельство также является основанием для прекращения производства по делу (статьи 134 часть 1 пункт 1, 220 абзац 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного производство по делу по заявлению К. подлежит прекращению в соответствии с правилами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 134 (часть 1 пункты 1, 2), 220 (абзац 1, 2), 251 (пункт 8), 248, 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Производство по делу по заявлению К. о признании незаконным постановления администрации Липецкой области от 10 октября 2008 года № 277 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков" в части утверждения стоимости земельных участков города Усмани прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами путем подачи частной жалобы, прокурором путем принесения представления в Липецкий областной суд в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья
Н.Н.ФЕДОСОВА
------------------------------------------------------------------