По датам

2010

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Липецкого областного суда от 26.02.2014 по делу N 3-5/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приложения 1 к Закону Липецкой области от 23.09.2004 N 126-ОЗ "Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области" в части "описание границы Липецкого городского округа Липецкой области" о включении в состав территории Липецкого городского округа садоводческого товарищества "Плехановское">



ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2014 г. по делу № 3-5/2014

Липецкий областной суд в составе:
председательствующего судьи Захарова Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.
с участием представителя заявителя Ч.
представителя Липецкого областного Совета депутатов по доверенности от 07.02.2014 года Л.
представителя администрации г. Липецка по доверенности от 10.02.2014 года К.
представителя администрации Грязинского муниципального района по доверенности от 30.01.2014 года З.
прокурора Кима И.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 февраля 2014 года заявление Ч. о признании недействующим с момента принятия приложения № 1 к Закону Липецкой области № 126-оз от 23 сентября 2004 года "Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области", в части "описание границы Липецкого городского округа Липецкой области" о включении в состав территории Липецкого городского округа садоводческого товарищества "Плехановское",

установил:

23.09.2004 года Липецким областным Советом депутатов принято постановление № 567-пс, на основании которого 23.09.20004 года главой администрации Липецкой области подписан Закон Липецкой области "Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области" № 126-ос, опубликованный в "Липецкой газете" за № 188 от 25.09.2004 года.
Ч. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктам 1 и 2 статье 37 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" № 66-Ф от 15.04.1998 года, статье 8 Закона Липецкой области от 15.04.2010 года № 1294-пс "Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения", статье 3 Устава города Липецка, статье 2 Устава Грязинского района Липецкой области и недействующим приложения № 1 названного Закона, в котором дано картографическое описание границ муниципальных районов Липецкой области, в том числе описание Липецкого городского округа Липецкой области, в части включения в состав территории Липецкого городского округа садоводческого товарищества "Плехановское".
В обоснование требований заявитель указал, что в связи с принятием названного Закона территория садоводческого товарищества "Плехановское" (в настоящее время садоводческое некоммерческое партнерство "Плехановское"), площадью 73,44 гектаров, ранее находившееся в границах Грязинского муниципального района Липецкой области, отошла к другому муниципальному образованию - городскому округу г. Липецка.
В результате такого изменения границ, территории с/т "Плехановское" вошла в состав общей территории Липецкого городского округа, были нарушены права заявителя по уплате налога на землю, по ставке, определенной для территории Грязинского муниципального района, и возложена обязанность по оплате такого налога по иной ставке, установленной для земельных участков, расположенных на территории г. Липецка, которая является гораздо выше.
Заявитель указал, что оспариваемым Законом нарушены права членов садоводческого товарищества "Плехановское" на участие в разрешении вопросов местного значения, поскольку не соблюден порядок принятия такого решения, установленный в статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статье 37 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" № 66-Ф от 15.04.1998 года, статьей 8 Закона Липецкой области от 15.04.2010 года № 1294-пс "Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения", статьей 3 Устава города Липецка, статьей 2 Устава Грязинского района Липецкой области, закрепляющий обязательной учет волеизъявления населения соответствующих территорий, выраженный на собраниях и сходах, чего сделано не было.
Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемый Закон противоречит части 4 статьи 253 ГПК РФ в связи с тем, что им было преодолено повторное принятие решения, подобного постановлению Липецкого областного Совета депутатов № 144-пс от 26.11.1998 года, признанное незаконным вступившим в законную силу решением Липецкого областного суда от 16.05.2002 года, в обжалуемой части отнесения с/т "Плехановское" в черту г. Липецка, недействующим.
В судебном заседании заявитель поддержал требования.
Представители Липецкого областного Совета депутатов, администрации г. Липецка, администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, возражая против доводов заявителя, ссылались на соответствие оспариваемого Закон области в оспариваемой части положениям названных норм федеральных законов, отсутствие нарушение прав заявителя принятым нормативным актом, и пропуск последним срока на обращения в суд, о чем заявили в судебном заседании. Кроме того, указали, что требования положений ФЗ № 131, статье 37 ФЗ 66 от 15.04.1998 года, закрепляющие обязанность учета волеизъявления населения территорий, при изменении границ были соблюдены и такая обязанность была использована и использована в форме: предварительного обсуждения этого вопроса на совещании представителей всех садоводческих товариществ, расположенных на землях, прилегающих к территории г. Липецка и находящихся в границах земель Липецкого и Грязинского районов у главы г. Липецка до принятия оспариваемого Закона 24.08.2004 года, где не возражали против принятия такого решения, а также принятием депутатами Грязинского районного Совета депутатов на 6-й внеочередной сессии 3.08.2004 года "О согласовании границ Грязинского района Липецкой области" решения и депутатами Липецкого городского Совета решения от 03.08.2004 года на 34-й внеочередной сессии второго созыва "О согласовании границы Липецкого городского округа Липецкой области" решения о согласовании границы в соответствие с представленным картографическим описанием границы землепользования Липецкого городского округа Липецкой области общей площадью 31812 га.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, прокурора Кима И.Е., полагавшего в заключении необходимым отказать Ч. в удовлетворении заявленных требований, проверив материалы дела, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 названного Федерального закона.
Частью 3 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 данного Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 этого же Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.
Положениями статьи 85 вышеназванного Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями данного Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. При утверждении границ муниципальных образований во исполнение требований пункта 1 части 1 рассматриваемой статьи допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического их описания.
Судом установлено, что постановлением главы администрации Липецкой области от 27.0101.1994 года земельный участок, площадью 70 га пашни Грязинского муниципального района Липецкой области фонда перераспределения земель был выделен под коллективные сады предприятиям и организациям г. Липецка.
Постановлением главы администрации Грязинского района № 1657 от 05.10.1994 года закреплены внешние границы садоводческого товарищества "Плехановское", а 15.10.1994 года выдан государственный акт на право собственности на землю в соответствии с которым земельный участок, размером 73,44 га предоставлен в коллективную совместную собственность для коллективного садоводства садоводческому товариществу "Плехановское".
07.02.1995 года садоводческое товарищество "Плехановское" зарегистрировано как СО "Плехановское" АООТ "Липецкагропромстрой".
В июле 2007 года СО "Плехановское" АООТ "Липецкагропромстрой" переименовано в садоводческое некоммерческое партнерство "Плехановское", после чего часть земельных участков СНП "Плехановское" была передана в собственность членам садоводства на основании актов приема-передач.
Земельный участок, размером 73,44 га, СНП "Плехановское" находился в границах Грязинского муниципального района Липецкой области, и граничил с административной границей г. Липецка.
В 2004 году территория земельного участка, размером 73,44 га принадлежавшего СНП "Плехановское" при принятии оспариваемого заявителем Закона Липецкой области вошла в границы территории Липецкого городского округа.
Заявитель Ч. с декабря 2006 года по сентябрь 2010 года являлся членом садоводческого товарищества "Плехановское" Липецкой области, расположенного в черте границ г. Липецка Липецкой области, что подтверждается членской книжкой садовода и личной карточкой садовода. В период с 2008 по декабрь 2011 года Ч. имел на праве собственности несколько земельных участков в названном садоводческом товариществе. Вступившим в законную силу решением Правобережного районного суда г. Липецка от 07.12.2011 года прекращено право собственности Ч. на все ранее принадлежавшие ему земельные участки, не имеет в собственности либо ином праве земельных участков и перестал быть членом данного товарищества. С 2007 года по настоящее время заявитель является одним из учредителей названного садоводческого товарищества.
Поводом к обращению заявителя в суд послужило принятие Советским районным судом г. Липецка 22.10.2013 года решения о взыскании с Ч. задолженности по уплате земельного налога за ранее принадлежавшие ему на праве собственности в СНП "Плехановское" земельные участки, размер которого был определен судом исходя из ставки налогообложения, установленной для Липецкого городского округа Липецкой области, в чем заявитель усмотрел нарушение его права.
Исследовав обстоятельства по делу и оценив в совокупности все доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что Закон Липецкой области от 23.09.2004 года № 126 "Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области" принят уполномоченным на то законодательным органом Липецкой области, с соблюдением предусмотренных законодательством требований к форме нормативного правового акта, процедуры его принятия и правил введения в действие законов субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, утверждение границ Липецкого городского округа Липецкой области, в состав территории которого вошли земли садоводческого товарищества "Плехановское", ранее отнесенные к территории Грязинского муниципального района Липецкой области проведено без изменения границ иных муниципальных образований, а мнение садоводов названного товарищества, было выражено путем принятия соответствующих решений представительными органами указанных муниципальных образований городского округа и Грязинского района Липецкой области, что соответствует требованиям федерального законодательства.
В целях приведения в соответствии с положениями ФЗ № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" и принятия законодательным органом Липецкой области соответствующего закона, депутатами Грязинского районного Совета депутатов на 6-й внеочередной сессии 3.08.2004 года было принято решение "О согласовании границ Грязинского района Липецкой области" в соответствии с представленным картографическим описанием границ района, а депутатами Липецкого городского Совета решения от 03.08.2004 года на 34-й внеочередной сессии второго созыва принято решение "О согласовании границы Липецкого городского округа Липецкой области", в соответствии с представленным картографическим описанием границы землепользования Липецкого городского округа Липецкой области общей площадью 31812 га.
До принятия оспариваемого Закона, в целях выявления мнения членов садоводческих товариществ, по вопросу утверждения границ вышеназванных муниципальных образований, администрацией г. Липецка в августе 2004 года были оповещены садоводы всех садоводческих товариществ, расположенных на землях, прилегающих к территории города Липецка и находящихся в границах земель Липецкого и Грязинского районов Липецкой области и 24.08.2004 года проведено совещание администрации города Липецка с представителями 24-х садоводческих товариществ, на котором председатели правления садоводов выразили согласие на включение садоводческих товариществ в границы Липецкого городского округа Липецкой области, поскольку подавляющее количество садоводов являются жителями г. Липецка и в целях разрешения проблем налогообложения, оказания медицинской помощи, транспортного обеспечения, медицинского обслуживания, благоустройства дорог и территорий садоводческих товариществ, такое решение приведет к их разрешению. До сведения садоводов было доведено, что 07.09.2004 года на сессии Липецкого городского Совета депутатов будет принято решение о налогообложении земель, на которых расположены садоводческие товариществ, а сессии Липецкого областного Совета депутатов 22.09.2004 года будет решен вопрос о границах муниципальных образований.
Более того, суд полагает, что, по сути, оспариваемые положения Закона Липецкой области, в виде приложения № 1, представляют собой текстовое картографическое описание границ Липецкого городского округа Липецкой области, не содержит каких-либо требований и ограничений, а поскольку в действующем федеральном законодательстве, регулирующим вопросы местного самоуправления, отсутствует разъяснения понятие как "картографическое описание границ муниципальных образований", так и не существует нормативно закрепленных требований и правил картографического самого описания границ муниципальных образований, то в оспариваемой части названный Закон не нарушает прав и интересов заявителя.
В связи с чем, утверждение заявителя о том, что утверждение границ Липецкого городского округа и Грязинского муниципального района проведено без учета мнения населения, которое должно быть выражено в форме собрания, схода, референдума, признается несостоятельным, так как все населенные пункты ранее входящие в административно-территориальные границы названных муниципальных образований остались в пределах тех же границ, а спорная территория садоводческого товарищества "Плехановское", предоставленная ранее обществу в 1994 году постановлением главы администрации Липецкой области "Об отводе земель под индивидуальное жилищное строительство, коллективные сады и огороды" от 27.01.1994 года за счет земель пашни Грязинского районного фонда перераспределения земель, никогда не являлась отдельным населенным пунктом.
Таким образом, Липецкий областной Совет депутатов, принимая оспариваемый Закон, учел мнение садоводов, выраженного в решениях представительных органов соответствующих муниципальных образований, в том числе садоводческого товарищества "Плехановское" посредством совещания представителей садоводческих товариществ, в том числе председателя Липецкого областного Совета садоводов П., у главы г. Липецка 24.08.2004 года, на которое были приглашены все представители садоводческих товариществ и на котором решался вопрос о даче согласия садоводов на утверждение границ Липецкого городского округа, в соответствии с их картографическим описанием, куда вошли территории земель, занятых всеми садоводческими товариществами, расположенными на землях, прилегающих в территории г. Липецка и находящихся в границах земель Липецкого и Грязинского районов, а потому порядок принятия оспариваемого Закона не противоречит требованиям федерального законодательства.
Ссылка заявителя о том, что при принятии оспариваемого Закона были нарушены требования и нормы статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктам 1 и 2 статье 37 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" № 66-Ф от 15.04.1998 года, статье 8 Закона Липецкой области от 15.04.2010 года № 1294-пс "Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения", статье 3 Устава города Липецка, статье 2 Устава Грязинского района Липецкой области.
Частями 1 и 2 статьи 37 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" № 66-Ф от 15.04.1998 года, закреплены условия и право на участие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в принятии органами государственной власти решений, касающихся прав и законных интересов членов таких объединений, однако принятый Закон Липецкой области не противоречит их положениям и полностью соответствует требованиям ФЗ № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", принятого позднее, в котором урегулированы вопросы о формах участия граждан и юридических лиц в вопросах изменения границ муниципальных образований, в том числе путем принятия решения представительными органами муниципальных образований.
Суд считает несостоятельным довод заявителя о том, что мнение садоводов садоводческого товарищества "Плехановское" при принятии оспариваемого Закона должно было выражено исключительно в форме собрания либо публичных слушаний, поскольку такая форма, установленная в статьях 28 и 29 ФЗ № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", регулирует случаи иных вопросов местного значения, связанных с обсуждением проектов муниципальных правовых актов и обсуждения вопросов местного значения и непосредственного участия садоводов в подготовке и принятия оспариваемого Закона не требовалось.
Коль скоро, оспариваемым Законом не было произведено объединение либо разъединение какого-либо муниципального образования, статус Грязинского муниципального района и Липецкого городского округа не изменен, территория какого-либо населенного пункта не отнесена к территории другого населенного пункта, то в силу действия ст. 12 ФЗ № 131 от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выявление мнения населения соответствующей территории может осуществляться через представительные органы самоуправления, что и имело место в рассматриваемой ситуации.
Нельзя согласиться и с утверждением заявителя о противоречии оспариваемого Закона статье 36 Градостроительного кодекса РФ, регулирующей вопросы применения градостроительного регламента, поскольку названная норма не регулирует отношения, связанные с установлением границ муниципальных образований.
Отклоняются как несостоятельные доводы заявителя о противоречии Закона статье 8 Закона Липецкой области от 15.04.2010 года № 1294-пс "Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения", статье 3 Устава города Липецка, статье 2 Устава Грязинского района Липецкой области, поскольку предметом рассмотрения данного дела является соответствие принятого Закона субъекта Российской Федерации федеральным законам, или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Более того, принятый Закон не противоречит как статье Закона субъекта № 1294-с от 15.04.2010 года, так и названным Уставам, положения которых были приведены в соответствие в нормами ФЗ № 131 от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в части учета мнения населения в вопросах местного значения.
Суд находит несостоятельными доводы заявителя о том, что имеет место повторное принятие оспариваемого акта, ранее признанного недействующим вступившим в законную силу решением Липецкого областного суда от 16.02.2002 года постановления Липецкого областного Совета депутатов от 26.11.1998 года "Об утверждении городской черты г. Липецка" в части приложения № 7, чем преодолено повторность его принятия и нарушены требования ч. 4 ст. 253 ГПК РФ.
Суд считает ошибочным заявление ответчика о пропуске заявителем срока на обращение в суд с данным заявлением, поскольку в соответствии с положениями главы 24 ГПК РФ и постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29.11.2007 года (в редакции от 10.06.2010 года № 13 и от 09.02.2012 года № 3) срок обращения с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим законом не ограничен, поскольку презюмируется длящийся характер его действия.
Доводы заинтересованных лиц о том, что Закон Липецкой области, в оспариваемой части, не нарушает прав заявителя в связи с тем, что Ч. с 2009 года не является членом садоводческого товарищества "Плехановское", как и собственником земельных участков, в его границах, отклоняется как несостоятельный, поскольку в определенный период времени заявитель являлся и членом садоводческого товарищества и собственником нескольких земельных участков СНП "Плехановское", с него в 2013 году решением суда взыскана задолженность по уплате земельного налога, а потому он вправе был обратиться в суд с названным заявлением.
Вместе с тем, поскольку оспариваемый в настоящем деле и в названной его части Закон принят субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, требования федерального и областного законодательства о порядке принятия Закона соблюдены, противоречий нормам федерального законодательства не установлено, то оснований для удовлетворения заявления не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 197 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Ч. в удовлетворении заявления о признании недействующим с момента принятия приложения № 1 к Закону Липецкой области № 126-ОЗ от 23 сентября 2004 года "Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области", в части "описание границы Липецкого городского округа Липецкой области" о включении в состав территории Липецкого городского округа садоводческого товарищества "Плехановское", - отказать.
На решение суда может быть принесена апелляционная жалоба или представление в Верховный Суд Российской Федерации течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 3.03.2014 года.

Судья:
Н.И.ЗАХАРОВ


------------------------------------------------------------------