Решение Арбитражного суда Липецкой области от 03.02.2014 по делу N А36-4778/2013 <Требования о признании недействительным решения в части привлечения к ответственности удовлетворены, поскольку суммы оплаты путевок в детские оздоровительные лагеря для членов семей работников носят социальный характер и не подлежат обложению страховыми взносами>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2014 г. по делу № А36-4778/2013
Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 03 февраля 2014 года.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Компания ЮНИМИЛК" в лице филиала "Молочный комбинат "ЛИПЕЦКИЙ" о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке 12.03.2013 № 058/001/517-2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,
при участии:
от заявителя: не явились,
от Учреждения: не явились,
установил:
Открытое акционерное общество "Компания ЮНИМИЛК" в лице филиала "Молочный комбинат "ЛИПЕЦКИЙ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области № 05-13 от 18.06.2013.
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству представитель Общества уточнил предмет требований и просил суд признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке от 12.03.2013 № 058/001/517-2012 в части привлечения к ответственности, доначисления страховых взносов и пеней по эпизоду перечисления денежных средств в счет оплаты путевок в детские оздоровительные лагеря для членов семей работников Общества.
Кроме того, Общество заявило ходатайство о восстановлении срока на подачу в суд настоящего заявления.
Суд на основании ч. 1 и ч. 5 ст. 49 АПК РФ принял к рассмотрению изменение заявителем предмета заявленных требований.
Определением от 25.11.2013 суд произвел замену ненадлежащего ответчика - ОПФР по Липецкой области на надлежащего - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке (далее - УПФР, Управление).
УПФР письменно возразило против удовлетворения заявленных требований и ходатайства Общества о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании 27.01.2014 представитель Общества уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке от 12.03.2013 № 058/001/517-2012 в части привлечения ОАО "Компания ЮНИМИЛК" в лице филиала "Молочный комбинат "ЛИПЕЦКИЙ" к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ, в виде взыскания штрафа на страховую часть трудовой пенсии в размере 6937,2 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1575,6 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1015 руб., в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования в размере 654,8 руб.; привлечения к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 30176,04 руб.; предложения уплатить пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ: на страховую часть в размере 5806,43 руб., на накопительную часть в размере 1321,80 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 849,92 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 548,31 руб.; предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть в сумме 34 686 руб., на накопительную часть в сумме - 7878 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 5 075 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3274 руб.
Кроме того, Общество просило суд обязать Пенсионный фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата ОАО "Компания ЮНИМИЛК" в лице филиала "Молочный комбинат "ЛИПЕЦКИЙ" из бюджета излишне взысканных сумм страховых взносов, пеней, штрафов.
Выслушав представителей Общества и Пенсионного фонда, изучив материалы дела, суд на основании ч. 1 и ч. 5 ст. 49 АПК РФ принял к рассмотрению уточнение заявителем предмета заявленных требований, поскольку данное процессуальное действие обусловлено техническими ошибками в обжалуемых суммах.
В судебном заседании 27.01.2014 судом был объявлен перерыв до 28.01.2014, после окончания перерыва заседание продолжено 28.01.2014 в отсутствие участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте продолжения рассмотрения дела (см. отметку в протоколе судебного заседания).
Выслушав представителей участников процесса, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты Обществом страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в 2010 - 2011 годах, Управлением составлен акт от 09.01.2013 и принято решение 12.03.2013 № 058/001/517-2012 о привлечении Общества к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в общей сумме 48 307 рублей 65 копеек.
Кроме того, данным решением Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 61 586 рублей и пени в сумме 9 798 рублей 99 копеек.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод Управления о занижении страхователем в 2011 году базы для начисления страховых взносов, в том числе, в результате невключения в объект обложения страховыми взносами сумм оплаты путевок в детские оздоровительные лагеря для членов семей работников Общества.
Общество, считая решение Управления в этой части незаконным, оспорило его в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области.
Поскольку решением ОПФР по Липецкой области № 05-13 от 18.06.2013 жалоба Общества оставлена без удовлетворения, а решение Управления без изменения, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев ходатайство Общества о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим заявлением, изучив материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить заявленное ходатайство, поскольку заявитель ошибочно исчислял срок на подачу настоящего заявления в суд с даты принятия решения вышестоящим органом Пенсионного фонда. Между тем, действующим законодательством не предусмотрен обязательный порядок обжалования решений органа Пенсионного фонда в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов, как это предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации для обжалования решений налоговых органов.
В силу положений статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) Общество относится к категории страхователя по обязательному пенсионному страхованию, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, которое обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество с целью оздоровления детей работников в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 21.12.2010 № 456 "Об организации отдыха и оздоровления детей в Липецкой области (т. 1 л.д. 112), в 2011 году заключило договоры с детскими оздоровительными учреждениями, оплатив этим учреждениям часть стоимости путевок для отдыха детей своих сотрудников в общей сумме 96 583 руб. (см. т. 3 л.д. 87 - 92). При этом частично стоимость путевок возмещалась работниками (10%) и частично из областного бюджета (67 125 руб.) (см. т. 3 л.д. 93 - 95, 97 - 112).
Материалами дела подтверждается, что спорные выплаты носят социальный характер, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Довод УПФР о том, что Федеральным законом от 08.12.2010 № 339-ФЗ с 01.01.2011 в статью 7 Закона № 212-ФЗ внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений, в связи с чем облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ как выплаты, производимые работам в рамках трудовых отношений, суд считает несостоятельным.
Названные изменения не влекут изменения характера и социальной направленности спорных выплат, поскольку они не относятся к вознаграждению за выполнение трудовых или гражданско-правовых обязанностей. Следовательно, указанные выплаты не подпадают под признаки, установленные п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ.
Таким образом, спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Данная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744 и подлежит применению к обстоятельствам рассматриваемого дела.
С учетом изложенного следует признать, что суммы оплаты путевок в детские оздоровительные лагеря для членов семей работников Общества не подлежали обложению страховыми взносами в 2011 году. Следовательно, у Пенсионного фонда не имелось оснований для доначисления страхователю страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в спорных размерах.
Более того, УПФР при принятии решения не учло то обстоятельство, что оплата путевок частично производилась за счет областного бюджета (67 125 руб.), вменив Обществу занижение базы для начисления страховых взносов на сумму 163 707 руб. (96 583 руб. + 67 125 руб.).
С учетом того, что пени в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 212-ФЗ являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, с учетом вывода суда об отсутствии оснований для начисления спорных сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисление пени на суммы доначисленных Управлением Пенсионного фонда страховых взносов также является необоснованным.
Ответственность по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлена за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Поскольку совершение заявителем соответствующего нарушения не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, у Управления отсутствовали основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ.
Помимо приведенных доводов суд также считает необходимым отметить, что у Управления отсутствовали основания для привлечения Учреждения к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в силу следующего.
Часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии со статьей 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Информации о том, что страхователь не представил эти сведения или представил недостоверные, в материалах дела не имеется.
В то же время обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон № 27-ФЗ не предусматривает.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 7828/12 по делу № А05-11287/2011.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта указывает в том числе на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая эти положения, а также то обстоятельство, что во исполнение оспариваемого решения УПФР с Общества взысканы спорные суммы страховых взносов, пеней, штрафа (см. инкассовые поручения от 20.06.2013 № № 166 - 176, платежные ордера от 27.06.2013 № 165, от 28.06.2013 № 165, т. 1 л.д. 132 - 144), суд считает необходимым обязать ГУ УПФР в г. Липецке возвратить ОАО "Компания ЮНИМИЛК" в лице филиала "Молочный комбинат "ЛИПЕЦКИЙ" из бюджета соответствующие суммы страховых взносов, пеней, штрафов.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату госпошлины в размере 2 000 руб. подлежат взысканию с Пенсионного фонда в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 101 - 103, 110, 112, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке от 12.03.2013 № 058/001/517-2012 в части:
привлечения ОАО "Компания ЮНИМИЛК" в лице филиала "Молочный комбинат "ЛИПЕЦКИЙ" к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ, в виде взыскания штрафа на страховую часть трудовой пенсии в размере 6937,2 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1575,6 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1015 руб., в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования в размере 654,8 руб.;
привлечения к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 30176,04 руб.;
предложения уплатить пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ: на страховую часть в размере 5806,43 руб., на накопительную часть в размере 1321,80 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 849,92 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 548,31 руб.;
предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть в сумме 34 686 руб., на накопительную часть в сумме - 7878 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 5 075 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3274 руб.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата ОАО "Компания ЮНИМИЛК" в лице филиала "Молочный комбинат "ЛИПЕЦКИЙ" из бюджета соответствующих суммы страховых взносов, пеней, штрафов.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке в пользу ОАО "Компания ЮНИМИЛК" в лице филиала "Молочный комбинат "ЛИПЕЦКИЙ" 2 000 рублей судебных расходов.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) через Арбитражный суд Липецкой области.
Судья
О.А.ДЕГОЕВА
------------------------------------------------------------------